понедельник, 15 марта 2010 г.

Компьютер – друг или враг?!

Компьютер – друг или враг?!
Без работы на компьютере и возможности выхода в интернет образовательный процесс представить себе уже невозможно. Да вот только дети наши поиском учебного материала, естественно, не ограничиваются. И вот тут в беспорядочных плутаниях по сети их подстерегают отнюдь не виртуальные опасности. Какие? На этот вопрос отвечает доцент кафедры новых информационных технологий Чувашского республиканского института образования Алексей Симолкин. Осторожно: лавина информации- Самый большой плюс Интернета в том, что он содержит колоссальное количество разнообразнейшей информации. Причем, любые сведения можно найти необыкновенно быстро. И в этом же (вот парадокс) его громаднейший минус.Есть такое понятие - мониторная болезнь (речь идет как о компьютере, так и о телевизоре). Причина ее как раз в слишком большом потоке информации. Ведь когда мы, например, просто идем по улице, то предметы и людей рассматриваем медленно, вдумчиво. Или когда изредка ходим в кино, потом долго фильм обсуждаем. Таким образом наш мозг обрабатывает информацию в естественном для него темпе. А если ребенок, придя из школы, тут же включает телевизор и принимается смотреть сериал за сериалом без разбора или сидит часами за компьютером, он получает эмоциональный стресс. Потому что за минимальный отрезок времени получает максимальное количество информации. Поступая через нервные пути в мозг, она возбуждает участки его коры. Чем ее больше, тем дольше она обрабатывается. Если же мозгу времени катастрофически не хватает, он устает и "срывается", в нем получается большая "каша". Когда утомление переходит определенную черту, и возникает мониторная болезнь. Однако это не самая большая опасность, ведь с ней можно бороться, просто-напросто ограничивая время пребывания ребенка у экрана.Вот еще нюанс, связанный со скоростью подачи информации. Есть дети, у которых структура мозга такова, что информацию они воспринимают медленнее (хотя зачастую качественнее). Для них большой объем информации, подающийся быстро, дополнительный стресс. Это обычно происходит, когда учитель демонстрирует что-то на экране, и работа ведется сразу со всем классом. Ребенок не воспринимает ее быстро, нервничает - в итоге двойки, неуверенность в своих умственных силах и прочий негатив. Сейчас в школах эту ситуацию пытаются исправлять, переходя на индивидуальную работу с каждым ребенком. На уроке он работает по тому же расписанию, по той же теме, что весь класс, но в своем темпе. И ни в коем случае не надо считать, что он глупее сверстников. Просто он вот такой. Охотники за детьми- Всемирная паутина может быть опасна, как и реальный мир. В ней появились своя преступность, хулиганство, вредительство и прочие малоприятные явления. К примеру, существуют различные сетевые хулиганы, которые выкладывают непотребную информацию - заведомо ложную или искаженную. Например, ребенок ищет сведения про праздник 23 февраля и натыкается на рассказ, что коммунисты все переврали, что не так все было, никакой победы над немцами не было. А в учебнике совсем по-другому. Чему верить? Вот здесь надо объяснить сыну или дочке, что мыслить надо всегда критически, поскольку опубликоваться в Сети может любой желающий и не обязательно компетентный человек.Иного рода хулиганы (гриферы) - по сути та же дворовая шпана, которая получает удовольствие, хамя и грубя окружающим. Особенно это практикуется в компьютерных играх. Гриферы обычно издеваются над игроками, потребляют грязные, нецензурные выражения, жульничают и так далее. А ребенок выходит из себя, в ответ тоже какую-то свою негативную реакцию выдает, начинает ругаться.Следущий источник опасности - сайты нежелательного содержания, порнографические, ненавистнические, сектанские, суицидальной направленности. Причем некоторые ненавистнические сайты специально имеют располагающий вид, предлагают безобидные игровые занятия и дают ссылки на уважаемые сайты. Так что ухо надо держать востро. И всегда помнить, что есть опасность перехода на порносайты, даже случайно. Эти сайты очень настойчивы и порой так привязываются, что компьютер приходится вычищать вручную. А людям, которые не умеют чистить, даже операционную систему заново устанавливать. Есть еще такое понятие как азартные игры в Интернете. Часто замаскированные. То есть пользователю предлагают якобы бесплатно получить подарок - зайди, мол, зарегистрируйся, и ты выиграл подарок, надо лишь выслать определенное количество денег. Дети доверчивы, на эту удочку попадаются. У школьников наличных может и не быть, зато у большинства имеется сотовый телефон. Для таких спецприманка - "пришлите эсэмэску". Ребенок шлет, и деньги начинают скачивать с телефона. А подарка, естественно, не видать как своих ушей - сплошной обман. Причем завлекалки порой невозможно удалить - предлагают "пришлите смс, только тогда этот баннер удалится".Не дружить, а чатиться- Не давайте проводить ребенку слишком много времени в Сети, чтобы ему не угрожала еще и интернет-зависимость. Если не отслеживать, он готов целыми днями сидеть за компьютером. Конечно, это интереснее, чем учить уроки. Он может стать любым персонажем, героем, без оглядки всех подряд лупить, убивать и так далее. Поэтому все, что ему внушают в школе и дома - не бей, не обижай, другие "не", он не воспринимает всерьез, когда в Сети ему все позволено. И все больше случаев, когда подростки путают виртуальную жизнь с реальной и начинают вести себя так же бесконтрольно, как в игре.Больше склонны к интернет-зависимости дети с проблемами. Ребенок, который плохо учится, которого заторкали в школе, не слишком уважают сверстники, стремится именно к виртуальному общению. Ведь в Сети он может без особых усилий выстроить мир, в котором ему комфортно, где он умница, храбрец или красавица, к примеру. В чате его никто не обзовет, а даже если обзовет, в ответ он спокойно может послать подальше. Без всяких проблем найти себе друга, а поссорился - удалил его, другого нашел. Не надо напрягаться, трудиться душой, переделывать что-то в себе, учиться находить общий язык с окружающими. Так легче, и дети, увы, склонны к легким путям.Ученики свободно владеют Интернетом: общаются, ведут поиск разнообразной информации. И самое интересное, наиболее активны в виртуальном общении дети именно из проблемных классов, те, кто хуже учится и тяжелее дружит. А потребность в общении-то остается.
И вот тут дети подвергаются опасности вступить в контакт со злоумышленниками. Анонимность общения в интернете способствует завязыванию доверительных отношений. Преступники используют неопытность молодых людей, стараются привлечь их заботливостью, добротой, даже подарками. Между тем это, как правило, психопаты, извращенцы или просто аферисты, выманивающие сведения о благосостоянии семьи и ее распорядке.Словом, Всемирная паутина может так ребенка опутать, что понадобится немало сил, чтобы его из этих сетей вызволить. Между тем, принципиальное отличие опасностей интернета от других в том, что если алкоголь, наркотики и тому подобное - вред абсолютный, избавление от которого сплошное благо, без компьютера в наше время обойтись сложно, если не невозможно. Остается одно - вовремя принимать меры.З.ШитлаеваМежду темВыход уже найденДмитрий Данилов, зав. кафедрой новых информационных технологий ЧРИО:- В школах Чувашии на учебных компьютерах установлены контент-фильтры, которые входят в пакет программного обеспечения, поставленный во все школы республики в рамках Приоритетного национального проекта "Образование". Фильтры эти обеспечивают защиту от доступа на сайты деструктивной направленности. Но и они не стали панацеей - при желании и упорстве детей (а у них оно есть), если задаться такой целью, препятствие это можно обойти. Поэтому совместно с Министерством образования и молодёжной политики Чувашской Республики мы разработали методические рекомендации для администрации школ по организации безопасной работы учащихся в сети Интернет. Они предусматривали, в том числе визуальный контроль (то есть присутствие в компьютерных классах работников школы) и ведение журналов по работе в Сети, где ребята отмечают время своей работы и цель. Все эти усилия принесли свои результаты. Но в конце декабря 2010 действие лицензии на использование этих контент-фильтров заканчивается. В Минобразования Чувашии загодя задумались, что же предпринять. В качестве одного из вариантов решения этой проблемы был предложен новый контент-фильтр. Речь об интернет-фильтре для детей "Интернет Цензор", который можно устанавливать не только в школах, но и на домашних компьютерах. Другое его немаловажное преимущество - он бесплатный.Мы уже начинаем проводить среди родителей разъяснительную работу. Ведь в школах контроль так или иначе ведется, а вот дома наши ребята предоставлены сами себе - мамы и папы или слабо владеют компьютерными технологиями, или им просто некогда.Ознакомиться с программой "Интернет Цензор" возможно на портале "Образование Чувашии". Ну а скачать и установить ее можно хоть сейчас. Грамотные пользователи в силах сделать это сами, а другим добро пожаловать к школьным специалистам (учителям информатики), они обязательно помогут. Давайте вместе сделаем интернет безопасным для наших детей. Домашнее задание родителям:
1. Поощряйте детей делиться с вами их опытом в интернете.
2. Научите детей доверять интуиции. Если их в интернете что-то беспокоит, пусть сообщат вам.
3. При выборе ребенком регистрационного имени, проследите, чтобы оно не содержало никакой личной информации.
4. Настаивайте на том, чтобы дети никогда не выдавали адреса, телефона, другой личной информации, например, места учебы или обычных прогулок.
5. Объясните, что разница между правильным и неправильным одинакова и в жизни, и в интернете.
6. Скажите детям, что не стоит искать реальных встреч с друзьями из интернета. Они могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают.
7. Скажите, что не все, что они видят или читают в интернете, - правда. Пусть спросят у вас, если не уверены.

Комментариев нет:

Отправить комментарий